Блог

Школа «Образ» глазами педагога

Нам важен не только процесс обучения, но и то что люди чувствуют в это время. Дети и педагоги проводят значительную часть времени вместе. Каждый день с 9-ти до 16-ти — это большая часть дня. Что проживут люди за этот день и в каком они будут состоянии? Как состояние влияет на передачу и прием знаний. Нам было важно увидеть и эту разницу, глазами человека, который только что совершил переход из привычной, государственной системы образования в систему Монтессори.
Школа «Образ» глазами педагога
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в школу «Образ» - дети. Дети, которые с любопытством изучают нового человека и при этом не боятся его. Для них незнакомец, пришедший в гости, повод для нового исследования и радости. Жажда знаний горит в глазах. Им нужна информация, им требуется обязательно узнать, кто и зачем пришёл. Они не бегут к взрослым за помощью, они сами способны поздороваться и задать вопросы. Что немало важно: при этом ребята не бросают свои дела, они продолжают одеваться на улицу или выполнять задания. Это сразу даёт понимание: дети умеют быть многозадачными, они способны выполнять несколько действий одновременно, не в ущерб одно другому.

И это здорово! Ведь если сравнивать с учениками в обычной школе, то можно сразу обозначить неспособность многих ребят отвлекаться от поставленных учителем задач. Стоит лишь сделать «шаг влево, шаг вправо», и для ученика сразу появляются затруднения, ему требуется помощь и наставление учителя. Без взрослых ученик не способен подобрать ключ к заданиям, он привык действовать в строгих рамках требований.

Где вы видели дошкольника способного в пять лет легко считать сотни и даже тысячи? И это не вундеркинд, и не гений, это самый обычный ребёнок, который просто не боится исследовать и понимать!

Педагог в государственной школе забит не меньше учеников. Поле для творчества? О, нет, забудьте. Да, вы можете, конечно, применять свои разработки на уроках или во внеурочной деятельности. Но рано или поздно жернова системы перемелют ваши начинания. Никогда нельзя забывать об оценках, о конспектах, планах, олимпиадах, рейтингах. Большинство урочных часов будет потрачено на зазубривание тестовых систем для успешной сдачи ВПР. А индивидуальные особенности детей? Школы стремятся к индивидуализации, но в классе с наполнением в тридцать шесть человек, уделить время каждому, да ещё так, чтобы ученик не отстал от класса и понял тему урока? Это выполнимо? Возможно, но требует таких затрат ресурсов со стороны учителя, ученика и родителей, что уже не хочется и добиваться нужного результата.

Делая вывод о работе учителя в гос.школе, можно обозначить следующие эмоции: страх, напряжение, постоянный стресс, боязнь осуждения, получения жалоб. Добавление заданий от начальства сверх обязанностей педагога, зачастую лишних и бесполезных; публичное порицание на педсоветах в случае ошибки педагога. Все хорошие эмоции к работе губятся под пластом негатива.

Хочется учить детей не в ущерб себе, своей личности и желаниям.

Первые дни в школе «Образ» показали, что для спокойной работы педагога с детьми есть все предпосылки.

Сотрудники школы расслаблены, в них не чувствуется постоянной струны натянутых нервов. Педагоги с готовностью делятся своими мыслями, наработками, эмоциями. Со стороны не знающих людей может показаться, что процесс обучения расхлябанный и бесполезный, но стоит углубиться, и начинаешь понимать насколько здесь продуманный подход, насколько здесь больше ресурсов для творчества и свободы выбора.

Дети обучаются по стандартным учебникам «Школы России», но делают это по-другому, с добавлением ноток открытия нового в каждом задании. Педагог работает практически индивидуально с каждым ребенком либо в малых группах. При этом он так же многозадачен и гибок, как и дети. Включение в работу максимальное с обеих сторон. Дети, даже на минуту отвлекаясь от процесса выполнения задач, легко возвращаются к ним (как говорится, не моргнув глазом). В противовес ученику из обычной школы, который отвлекшись, должен сильно напрячься и сосредоточиться, чтобы вернуться к начатому.

По первым впечатлениям наблюдения педагога за работой в школе «Образ» эмоции сугубо положительные. Не замечено никаких страшных подводных камней, о которые можно споткнуться и сильно упасть. Безусловно, есть ещё много неизведанного и интересного, что ещё не открыто новым человеком, только пришедшим в эту систему образования. Но даже возможные затруднения здесь не пугают так сильно, как в обычной школе. Есть ощущение (скорее – уверенность), что все осуществимо и решаемо, стоит только увидеть необходимый вектор движения.

Симонова Дарья Андреевна

педагог начальной школы

стажер ассистент школы "Образ"